В нашем прошедшем эфире упоминались разные события из истории Индии. Неподготовленный слушатель мог запутаться или упустить важное. Ничего страшного! В этом материале разбираем три ключевых события, которые принято считать вехами на пути к независимости Индии.
Сипайское восстание 1857-1859
Частью историков считается первой войной за независимость Индии, некоторые же опускают его значение до обыкновенного солдатского бунта.
Сипаи -- это индийские наемники в армии Британской Ост-Индской компании (ОИК / Компания) – фактически монополиста в торговле между Индией и Великобританией.
К моменту начала восстания, уже около 100 лет продолжалась колонизация Индии. За это время британцы предприняли вполне успешные попытки европеизировать образ жизни городов. Администрация Ост-Индийской компании запретила независимую от неё внешнюю торговлю. Поточное производство тканей, налаженное колонизаторами, привело к обеднению ремесленников. Не всем жилось хорошо, и дух восстания витал в воздухе.
Спусковым крючком стала информация о том, что патроны для новых винтовок смазываются говяжьим / свиным жиром. Распаковывать их во время стрельбы предполагалось зубами – и это вызвало у местных, в равной степени индусов и мусульман, негодование.
Восстание началось в Бенгалии и пронеслось с востока на запад британских владений. Крупные очаги вспыхнули в Дели, Лакхнау, Мируте, но так или иначе событие повлияло на все британские колонии в Индии: в Агре чиновники прятались в местном форте, попытки разоружить армию в Бенаресе вызвали дополнительные бунты, а последний могольский император Бахадур Шах так вдохновился восстанием и мыслью о скором свержении британской власти, что объявил себя правителем всей Индии.
Восстание бушевало почти год, весной 1858 года его всё-таки удалось подавить. Отдельные очаги недовольства фиксировались вплоть до 1859 года.
Почему это важно?
До начала сипайского территории Индии управлялись частной компанией, а с 1858 года стала управляться напрямую Британской империей, государственными чиновниками. Так, 1858 год – официальное начало того самого Британского Раджа.
Индийские феодалы, которые боялись произвола Компании, получили возможность договориться с британскими властями и закрепить за собой право на княжества. Отсюда идёт закрепившаяся до середины XX века система управления, когда территория Индии была поделена между Британской короной и местными феодалами.
Образ восстания сипаев как первой войны за независимость важен для индийского национального мифа. Это событие – источник героических образов, которые использовались в XX веке (полк Рани Джханси - женский полк Индийской национальной армии, названный в честь Лакшми Бай, участницы сипайского восстания) и используются сейчас (фильм «Маникарника: Королева Джханси (2019)» с тем же образом).
Как узнать о восстании побольше? Посмотреть фильм «Восстание» (Mangal Pandey: The Rising, 2005) с Аамир Кханом.
Раздел Бенгалии и движение свадеши, 1905-1911 гг.
В 1905 году вице-король (глава колонии) лорд Керзон отдал приказ о разделе Бенгалии на две административные части - Западную со столицей в Калькутте и Восточную со столицей в Дакке. Формально, решение объяснялось сложностью в управлении огромными территориями. Фактически, это был политический жест: граница отделяла районы с мусульманским большинством (Восточная Бенгалия) от районов с индуистским большинством (Западная Бенгалия).
На рубеже веков в Индии работал Индийский Национальный Конгресс (ИНК / Конгресс) – общественно-политическая организация, основное требование которой на данном этапе заключалось в расширении участия местных жителей в управлении страной. ИНК представлял себя как общеиндийскую организацию, не привязывающую свою работу к религии, однако ее костяк составляли индусы и парсы, мусульмане также присоединялись к Конгрессу, но в меньшей степени.
Когда ИНК выступил против раздела Бенгалии, часть мусульман восприняла это как отказ им в самостоятельности. С целью защиты и представительства интересов мусульман в 1906 году в Дакке была создана Всеиндийская мусульманская лига. Она с самого начала выступала за сотрудничество и лояльность британскому правительству, готова была защищать политические права и интересы мусульман.
И в Калькутте, и в Дакке с 1905 года начались восстания, погромы, газеты сообщали об убийствах, было также совершено несколько покушений на лейтенант-губернатора Восточной Бенгалии. Происходили стычки на религиозной почве.
Также в эти непростые для Индии годы выкристаллизовалось движение свадеши. Его основу составляла идея экономической независимости Индии от Британии. Суть свадеши в обращении к собственному, местному, деши (deshi) производству, в частности тканей. Политические лидеры, такие как Ауробиндо Гхош, Бал Гангадхар Тилак, Лала Ладжпат Рай, заговорили о глубокой традиции домашнего ткачества, которая существовала в Индии, но была почти полностью уничтожена британским промышленным производством.
Политики призывали бойкотировать одежду с английских фабрик и отдавать предпочтение домотканой одеждой. Самостоятельное производство одежды стало чем-то вроде национальной идеи.
Решение о разделе Бенгалии было отменено в 1911 году, но сделанного не вернуть – история страны прошла через ещё одну точку невозврата.
Почему это важно?
События 1905 года радикализировали Индийский Национальный Конгресс, делегаты которого ранее готовы были выступать только за расширение участия индийцев в управлении. Уже в 1905 году впервые ИНК начал говорить о предоставлении Индии статуса доминиона – то есть де-факто самостоятельного государства, признающего, однако, власть британского монарха.
Движение свадеши в дальнейшем было взято Махатмой Ганди за один из принципов несотрудничества. Домашнее прядение и ткачество должно удовлетворить потребности населения в одежде. Если копаться глубже, домашний станок - это ещё и символ самостоятельности, самодостаточности и любви к собственной культуре.
Заложена крепкая основа индусско-мусульманскому конфликту на политическом уровне. Образована Мусульманская лига, которая отныне наравне с Индийским национальным Конгрессом, будет играть огромную роль в истории Индии.
До 1911 года столицей Британских колоний в Индии была Калькутта. После беспорядков на фоне Раздела Бенгалии её перенесли в Дели. Отчасти именно отсюда начался постепенный путь Калькутты и Бенгалии от культурного центра Индии к статусу обычного небогатого региона.
Понять, как индийское домашнее ткачество повлияло на мировую политику в начале XX века - на лекции Насти Сениной 18 августа .
Движение "Вон из Индии" в августе 1942 г.
К 1942 году ситуация в Индии была очень сложной. С одной стороны, ИНК уже выступал исключительно за предоставление Индии статуса независимости. С другой стороны, в мире шла война: англо-индийские войска участвовали в военных операциях в Бирме, Индонезии, Сингапуре и т.д. Угроза на этом фронте исходила от Японии - сильного, амбициозного союзника Германии и самостоятельного политического игрока. Японские вооружённые силы в 1942 году имели возможность совершать воздушные атаки на Калькутту, Цейлон, Мадрас и другие города.
Часть элит в Индии, например, небезызвестный Субхас Чандра Бос, готовы были идти на союз с Японией, видя в ней союзника в борьбе за независимость от Британского Раджа. Но наиболее популярные политические силы, в том числе ИНК, резко осуждали эту идею. И Ганди, и Неру отдельно отмечали, что выступая за независимость Индии, они выступают за независимость от любых внешних сил, а не за смену Раджа с Британского на Японский. Также подчеркивалось, что Индия готова быть для Великобритании равным союзником в борьбе с фашизмом и нацизмом.
Важной частью повестки ИНК был разговор о свободе и демократии. И Неру, и Ганди считали, что ни Великобритания, ни США не имеют права говорить о том, что они борются за свободный демократический мир, пока имеют колонии в Азии и Африке, такие как Индия.
В этих условиях британские власти предложили Индии вариант – миссию Криппса (по имени возглавившего делегацию чиновника, сэра Стаффорда Криппса). В ходе миссии впервые Индии был официально предложен статус доминиона. Было, однако, несколько нюансов: во-первых, предполагалось, что этот статус Индия (как Индийский союз) получит после окончания войны; во-вторых, при условии, если какая-либо территория (например, княжество) захочет отделиться от Индийского союза, она претендует также на статус доминиона. Условия, предложенные миссией Криппса, в той или иной степени не устраивали все основные политические силы.
Движение «Прочь из Индии!» было объявлено Конгрессом в начале августа 1942 года и иногда его называют «Августовской революцией». Так, 8 августа Конгресс объявил о своём намерении начать массовую борьбу за независимость и довести её до конца. На утро следующего дня основные активисты были арестованы – в тюрьмы попали Ганди, Неру, Патель и другие. Таким образом британской администрации удалось нарушить координацию протестующих, но избежать массовых демонстраций, забастовок десятков тысяч людей не удалось: они нападали на полицейские участки, почту, нарушали работу путей сообщения. Беспорядки были достаточно жестоко подавлены к концу 1943 года и считается, что протестующие потерпели поражение.
Почему это важно?
Главная опора колониальной администрации, армия и полиция, в это время состояла в основном из индийцев. Их лояльность оказалась под вопросом, так как эти люди видели мощь колониальной системы и её жестокость в отношении сограждан-индийцев.
С другой стороны, колониальная администрация не могла не заметить, что даже при условии заточения в тюрьмах основных лидеров движения, люди готовы были сплотиться и настоять на тех политических требованиях, которые исходили от Индийского национального Конгресса.
Укрепились намеченные ранее линии раздела Индии. Мухаммад Али Джинна, один из лидеров Мусульманской лиги, выступавший за образование государства для мусульман – Пакистана, за всё время войны ни разу не был арестован колониальными властями, что давало ему и его сторонникам возможность активно продвигать свои идеи.