Html code will be here

Хинди Гуру Журнал

От Раджа Капура к ЛГБТК+ сюжетам: как менялась самая крупная в мире киноиндустрия

Кино История
Болливуд – одна из крупнейших мировых киноиндустрий, влияющая на чувства и умы людей в Индии и за её пределами. Но Болливуд не статичен. Как и сама Индия, он пережил несколько значимых трансформаций – смысловых и визуальных. Посмотрим на то, каким он был и как стал таким, какой есть сейчас.

Золотой век

Золотым веком Болливуда считается середина XX века: время, которое ассоциируется с Раджем Капуром и Гуру Даттом – людьми, заложившими основы кинематографического языка Индии. Этот период отличается яркими социальными сюжетами: мы видим на экранах пороки и проблемы общества, видим бедность, коррупцию и неравенство. А ещё в фильмах этого времени чувствуется гордость их создателей за свою страну – только зарождающуюся, но уже прекрасную, независимую. Музыка проникновенна, тексты этого времени поэтичны, многие из них стали хитами на все времена и обыгрываются в современных картинах.

Что смотреть? Классику – «Господин 420» (Shree 420, 1955), «Жажда» (Pyaasa, 1957), «Два бигха земли» (Do Bigha Zamin, 1953, фильм-экранизация стихотворения!), «Цветок в пыли» (Dhool Ka Phool, 1959)
Лицо эпохи - Радж Капур

Масала-болливуд

Важный эстетический слом произошел в 1970-1990-ые. Это как раз время развития жанра «масала», сочетающего в себе романтику, драму и боевик. Центром повествования отдельных фильмов стали яркие, тщательно продуманные танцевальные номера. Актёрская игра этого периода отмечена преувеличенной театральностью. А главное – меняются и сюжеты. В центр повествования в фильмах этой эпохи ставится семья: семейные ценности, отношения, взаимодействия семьи и общества.

Кинорежиссёр Камлеш Панди, впрочем, считает, что в этот период Болливуд потерял связь со своими корнями и зрителями: отошла на второй план история страны, исчезли сельские сюжеты, которые лежали, по его мнению, в основе Болливуда. Такое мнение существует! Но существует и противоположное – о том, что в этот период удивительная самобытность индийского кино развилась и мы увидели скрытый потенциал этого искусства во всей его красе.

Что смотреть? «Судьба» (Naseeb, 1981), «Истина, любовь и красота» (Satyam Shivam Sundaram, 1978), «Да здравствует любовь» (Pyar Kiye Jaa, 1966)
Актёры легендарного масала-фильма «Месть и закон» (Sholay, 1975)

Эпоха Шах Рукх Кхана

Новое тысячелетие началось в индийском кино с середины 1990-х и вошло в силу уже в 2000-х годах с такими именами, как Раджкумар Хирани, Зоя Ахтар. Это фильмы, которые говорят об индивидуализме, борьбе за права, меняющихся социальных нормах. Фильмы также становятся более разнообразными и (!) реалистичными. Конечно, сыграла роль глобализация: Болливуд активно сотрудничает с мировыми киноиндустриями, а с появлением Netflix и Amazon интерес к кино на хинди растёт по всему миру. Насрин Мунни Кабир, режиссёр-документалист и историк кино отмечает, что раньше кино на хинди было локальными индийским явлением, диаспора также смотрела его, но в 2000-х годах мир по-настоящему смог увидеть этот феномен. Он же, кстати, комментирует и невероятную любовь к Шах Рукх Кхану, который стал лицом Болливуда тех лет: «Его любит не только индийская диаспора, но и представители многих культур. Фильмы Карана Джохара вызвали интерес к ШРК, поскольку люди находили персонажей, которых он играл, одновременно романтичными и, тем не менее, традиционными и очень индийскими. Конечно, его любят за внешность и индивидуальность»

Что смотреть? «Лаган: Однажды в Индии» (Lagaan, 2001), Dil Chahta Hai (2001), «Возвращение на Родину» (Swadesh, 2004)
Лучшая кинопара Болливуда тех лет по мнению огромного количества зрителей - Шах Рукх Кхан и Каджол. Сколько слёз было пролито, когда зрительницы узнавали, что оба актёра в браке - и не друг с другом.

Болливуд сильных женщин

Болливуд меняется и сейчас – цифровая эпоха модернизирует Болливуд. Мы видим, как миллениалы привносят в кино чувствительность, разговор об аутентичности и инклюзивности. Появляются эксперименты. Сильные героини-женщины, выходящие на первый план в повествовании, стали неотъемлемой чертой современного Болливуда. Подчеркивается роль социальных сетей во взаимодействии человека с обществом. Если в 2000-х трендом Болливуда были ромкомы по типу «Непохищенной невесты», то сейчас идёт погружение в более сложные, эмоциональные темы – от насилия в семье и за её пределами до ЛГБТК+ тематики. С совершенствованием визуальных эффектов появляется и классная научная фантастика.

А главное – ускоряется время. Мини-трансформации на всех уровнях происходят чуть ли не каждые пять лет: появляются новые сюжеты, формы (веб сериалы, экспериментальное кино). И здесь болливуд встречается с конкурентами, которые, однако, становятся друзьями – с киноиндустриями на других индийских языках.

Что смотреть? «Queen, 2014, сериал «Убийство в Махиме» (Murder in Mahim, 2024), «Меня зовут Кхан» (My name is Khan, 2010)

Индийское кино – не только Болливуд

Шив Вишванатан, писатель и историк кино, выделяя этапы в истории Болливуда, пишет что кино – это основа национального мифа Индии. Первый этап – время Раджа Капура и Гуру Датта – время, когда важно было подчёркивать единство Индии, время когда и Болливуд доминировал и создавал миф о себе как всеиндийской киноиндустрии, потому что это важно для поддержания мифа об общей стране.

И миф этот, как считает, Шив Вишванатан, сохранялся вплоть до времён Амитабха Баччана, а может и до начала столетия, создавая для индийцев основу для коллективной идентичности. Сейчас на смену коллективной идентичности приходит нечто новое: регионы Индии начинают осознавать себя как отдельные культурные единицы, существующие в рамках чего-то большего. Это сказывается и на кино. Хиты последних лет – такие как Бахубали, RRR выходят не на языке хинди и снимаются не в Болливуде. Это шедевры южно-индийских студий, которые сейчас поднимают голову.

Мы советуем обратить внимание на кино на языке малаялам, которое на данный момент лидирует в Индии, постоянно предлагая инновационный контент. Да, это уже не Болливуд, о котором шла речь выше, это другая киноиндустрия, но её фишка в том, что из неё Болливуд набирает сюжеты (например, фильм «Видимость» с Аджаем Девганом – ремейк одноимённого фильма на малаялам).

Что смотреть на малаялам? «Путешествие» (2004, мелодрама об однополой любви), «Уруми» (2011, историческое фентези в духе «Бахубали»), «Рождение» (1988, номинант Каннского фестиваля, очень жёсткий фильм о полицейском произволе!), «Дорога домой» (2010, непростой фильм о моральном выборе)
Деятельность «Международного общественного движения ЛГБТ» запрещена в Российской Федерации.
Подписывайтесь на Хинди Гуру - Журнал в телеграме и исследуйте Индию вместе с нами.