Сейчас йога-студии есть в каждом районе крупного города - иногда не одна и не две. А вы когда-нибудь задавались вопросом - когда в странах Запада начали практиковать йогу? А в России когда?
Для начала давайте определимся, что для индуиста йога - это не совсем та йога с ютьюба, которую мы включаем, чтобы не болела спина. В индуизме йога - это целая философская концепция, выстроенная как будто вокруг физических упражнений, но вовсе ими не исчерпывающаяся; она включает в себя также духовные и психические практики.
Первым индийцем, который стал распространять йогу на западную аудиторию был Свами Вивекананда. Он путешествовал по США и Европе в 1890-е годы, где читал лекции о философии индуизма, в том числе и о йоге.
В годы деятельности Вивекананды йога была одним из элементов общеевропейского интереса к мистицизму, экзотическим увлечением, но для «продвинутых пользователей».
В начале XX века Европа переживала беспрецедентный интерес к физической культуре, который связывался с идеей о независимых национальных государствах. Пропаганда рисовала сильных людей с сильными телами - строителей сильных государств. В 1910-20-е возникло множество направлений физической подготовки, в том числе такие, которые использовали элементы традиционных индийских практик. Эти направления начали называться йогой, хотя и не восходили к древним текстам, а скорее соединяли индийское и западное, рационализировали йогу, выводили её из поля мистики.
Причём происходило это не только на Западе, но и в самой Индии, например, руками Шри Йогендры и Свами Кувалаянанды - гуру и исследователей йоги.
В это же время в Бостоне действует и герой ближайшего книжного клуба - Парамаханса Йогананда. Здесь он, как тридцатью годами ранее Свами Вивекананда, читает лекции и проводит йога-классы.
Первую половину XX века условно можно обозначить как время, когда европейцы копили знания о йоге, чтобы в начале 1950-х мир увидел невероятную её популярность именно как физического упражнения.
Так, в 1927 году в Индию приехала Евгения Петерсон - бывшая актриса театра Дягилева, которая прославилась под другим именем - Индра Деви. Периодически снимаясь в болливудских фильмах, она занималась йогой, училась в Бомбее и Майсуре, а её учителем был Тирумалай Кришнамачарья, из-под крыла которого вышло ещё несколько популяризаторов йоги.
Жизнь Индры Деви - это удивительная история, достойная отдельной статьи. Нам сейчас важно, что в 1947 году она переехала в Голливуд, где открыла йога-студию, в которой в разное время занимались Грета Гарбо, Рамон Новарро, Дженнифер Джонс и другие звёзды старого Голливуда. Индра Деви не только вела уроки, но и читала лекции о пользе йоги для организма, тем самым способствуя её распространению среди не увлечённых мистикой, индуизмом и восточными практиками людей.
В 1958 году, когда студия Индры Деви работала уже много лет, в США приехал Свами Вишнудевананда. Он стал создателем и руководителем целой сети йога-школ, которая существует до сих пор. Подобные ему индийцы приезжают в Америку в 1960-70-ые, проповедуют свой образ жизни, распространяют в том числе йогу так, что к концу 1970-х студии в штатах уже везде.
Первые курсы йоги в России открылись при Посольстве Индии в Москве в 1980-е годы. До этого советский гражданин мог узнать о йоге из романа “Лезвие бритвы” Ивана Ефремова или из документалки "Индийские йоги: кто они?” (1970).
В романе писатель-фантаст рассуждает о скрытых возможностях человеческой психики и сравнивает йогические практики со стержнём, поддерживающем крепость души и тела. В документалке речь идёт о йоге как оригинальном культурном феномене, о связи философии йоги со здоровьем.
Широкого распространения йога в СССР не получила из-за цензуры: предполагалось, что подобные мистические учения могут подорвать основы социалистического государства. Попытки популяризовать йогу принимал лингвист Анатолий Николаевич Зубков, который преподавал русский язык в Индии в 1960-е годы. Там они с женой учились йоге (причем именно практической, а не философской) у Рама Кумара Шарма - ученика того же йогина, который отправил в США другого своего ученика Свами Вишнудевананду, того самого, который открыл первую крупную сеть йога-школ. Большинство работ Зубкова ходили по советским читателям самиздатом, опубликовано было лишь несколько из них.
С падением железного занавеса, интерес к йоге в России расцвёл! Кажется, йогу пробовал почти каждый - и не обязательно с целью приблизиться к божественному абсолюту, выйти из колеса перерождений или испытать мистический опыт.